Фото: Baburov, Википедия
Основу для психофизиологии заложили работы и открытия 17-18 веков в физиологии, такие как:
- Теория рефлексов, (Рене Декарт, 17 век)
- Открытие био-электричества, способности организмов генерировать электрические потенциалы (Луиджи Гальвани, 1791)
- Методы измерения кровяного давления (Н.С. Коротков, 1905)
Основой современной психофизиологии являются открытия и технологии в нейрофизиологии:
- Открытие нейронов, которые запоминают, хранят и отдают информацию в виде электрических и химических импульсов
- Механизмы кодирования информации в нервной системе
- открытие синапса - передаёт импульс от нейрона к нейрону, при этом может регулировать силу и скорость импульса (1897, Чарльз Шеррингтон)
- Технология Биологической Обратной Связи (БОС)
Термин «психофизиология» используется с начала 19-го века, его придумал французский философ Н.Массиас, хотя связь психики и физиологии была известна с древнейших времён.
В 1874 В. Вудт публикует "Основания физиологической психологии", что даёт мощный толчок к развитию науки. В 1879 создаёт первую "лабораторию экспериментальной психологии", которая в последствии станет институтом.
В 1891, Гуго Мюнстерберг создал серию психофизиологических тестов, для оценки пригодности кандидатов к различным профессиям. Им же введён термин "личностный фактор", означавший связь психофизических характеристик человека, и вероятностью аварий при управлении механизмами, и т.п.
В 1894, сотрудник Вудта, Джеймс Кеттелл переезжает работать в работать в Пенсильванский университет, где организует аналогичную лабораторию, и создаёт более 50 психофизиологических тестов ("умственные тесты"), которые применялись для изучения внимания, памяти, психомоторики. В 1884 психиатр В.М. Бехтерев обучается у Вудта, а позже организует в Петербурге "Общество Психоневрологов", а в 1908 "Психоневрологический Институт".
В 1884 психолог П.Ф. Лесгафт опубликовал монографию: «Семейное воспитание ребенка и его значение»; им были описаны 6 «школьных типов», их характерные черты, и причины (биологического и социального плана) их порождающие.
В 1904, в Франции, психологи Альфред Бине и Теодор Симон разработали серию тестов, определяющих уровень умственного развития детей. Его стали применять для отсева "умственно" отсталых из общеобразовательных учреждений, и переводили учиться в спец. школы. Ими же было введено понятие "умственный возраст", которое в последствии стало называться Коэффициентом Интеллекта, IQ. Средний уровень IQ был принят за 100, от 70 до 120 - диапазон нормы, 120-150 - одарённые. У Эйнштейна - 200. Однако сейчас, методика признаётся не всеми учёными.
Благодаря С. Холлу, система тестирования детей распространилась в США, где работало 27 лабораторий по изучению способностей детей.
Чарльз Мюррей, из монографии "Колоколообразная кривая":
- дети с низким IQ становятся бедными в 15 раз чаще, чем умники, потому что они чаще бросают школу, недоучившись;
- также среди лиц с низким IQ значительно больше тех, кто не может и не хочет найти работу;
- средний IQ у лиц, нарушивших закон, как правило, ниже среднего 1 уровня (80 баллов), а у преступников-рецидивистов он еще ниже;
- женщины с высоким интеллектом детей рожают меньше и позже, чем женщины с низким IQ.
В 1917, в США, под руководством психолога Роберта Йеркса, начато тестирование новобранцев, для определения пригодности службы в разных родах войск; самых способных отправляли в офицерские училища. Всего тестирование прошло около 2 млн. человек.
Ключевые фигуры и открытия:
- физиолог И.П. Павлов (1849-1936): "высшая нервная деятельность базируется на двух основных механизмах - механизме условного рефлекса и механизме анализатора."
- советский психофизиолог Н.А.Бернштейн (1896-1966) - принцип саморегуляции физиологических функций - "На начальных этапах освоения сознание перегружено контролем хода действия, движения неуклюжи. По мере выработки навыка большая часть коррекций переадресовывается в низовые уровни, сознание разгружается, движения становятся более ловкими, осуществляются как бы автоматически. В процессе многократного повторения движений происходит их постепенная автоматизация."
- А. Р. Лурия (1902-1977), советский психолог, основатель направления "нейропсихология" - использование в психофизиологии нейрофизиологических, электрофизиологических, нейроморфологических, биофизических, биохимических методов, а также наблюдение за психическими и соматическими больными
- Л.С. Выготский, проблема соотношения психологических и физиологических систем
- П. К. Анохин (1898-1974) - советский физиолог, создатель теории функциональных систем; "Выбор целей и способов их достижения — ключевые факторы, регулирующие поведение."
- теория нервных сетей, У. Мак Каллах и У. Питс. Работа «Что говорит глаз мозгу лягушки» (1959). Там же введено понятие "групп нейронов-детекторов": движущего угла, контраста, границы и др.
- Д. Хьюбел и Т. Визель, в 1960-х сформулировали модульный принцип организации нейронов коры больших полушарий, показав существование «колонок» — объединения нейронов в группы со сходными функциональными свойствами
- Ю. Конорский, концепция гностических единиц - объединений нейронов, кодирующих целостные образы. Например, при взгляде на яблоко, активизируется небольшое количество нейронов, отвечающих за форму яблока, его запах, цвет, и т.п. В нижневисочной коре найдены нейроны, избирательно отвечающие на появление лица конкретного человека, на положения руки (жесты), на различные предметы.
- А.С. Батуев обнаружил в теменной и лобной коре мозга особый класс - "нейроны цели". Например, если вы голодны, и видите яблоко - они активируются. Если вы не голодны, и видите яблоко - нет.
- В.Б. Швырковым выделена группа нейронов поискового поведения, которые становятся активными только во время ориентировочно-исследовательского поведения
- Нейроны новизны, активирующиеся при действии новых стимулов и снижающие свою активность по мере привыкания к ним, обнаружены в гиппокампе, неспецифическом таламусе, ретикулярной формации среднего мозга и других структурах.
- В гиппокампе найдены также нейроны тождества, опознающие знакомые (многократно повторяющиеся) стимулы.