Несколько советов от том, как повысить эффективность своего обучения.
В процессе изучения английского языка я столкнулся с зевотой :-)
Начинаю учить, и через некоторое время начинается зевота.
Зевота, собственно, связана с двумя причинами:
- Во время обучения резко вырастает потребление кислорода мозгом, а зевота - это процесс который позволяет быстро насытить кровь кислородом.
- Во время обучения может переполняться кратковременная память, и био-механизмы пытаются усыпить человека, чтобы сбросить новые знания из кратковременно памяти в долговременную (из психофизиологии мы знаем, что процесс усвоения новых знаний происходит во сне).
Кстати, с некоторым удивлением обнаружил банальную истину - чтобы хорошо усваивать информацию - нужно хорошо проснуться.
В сонном состоянии ошибок намного больше. Впрочем, важно указать, что:
- ошибки связаны преимущественно с правилами и письмом: т.е. когда нужно писать, и главное - писать без ошибок;
- в понимании английской речи проблем я не заметил;
- усвоение значения новых слов снижено, но не критично.
Зевота является серьёзным препятствием в обучении, т.к. сознание отключается, и организм сопротивляется запихиванию в мозг новых данных. Эксперементальным путём я выяснил, что если перед обучением сделать тренировку по йоге, то зевоты не бывает, разве только иногда, и чуть-чуть. Предполагаю, что йогу можно заменить обычной зарядкой, но не проверял.
Интенсивность усвоения новых знаний зависит от снабжения мозга кислородом, и здесь может помочь такой ноотроп (нейрометаболический стимулятор), как Аминалон (читайте инструцию, советуйтесь с врачом; безвреден, но бывает индивидуальная непереносимость, и временная побочка).
По своему действию напоминает витамин PP в смеси с кофе, только намного слабее. По моим личным наблюдениям, Аминалон вовсе никакой не ноотроп, а его положительное влияние на процесс обучения связано с:
- улучшением микроциркуляции крови, особенно в головном мозге, и как следствие, лучшее снабжение мозга кислородом и питательными веществами;
- ускоренным усвоением глюкозы клетками мозга;
- легким психостимулирующим действием.
Возможно это только мои индивидуальные реакции, а у других - по другому. Кстати, в молодости я с успехом заменял Аминалон мантрой "Ом Аим Сарасватйаи Намах".
Реальный, именно ноотропный, эффект я заметил только у Пирацетама (безвреден, т.к. не вступает в биохимические реакции, а является катализатором; однако есть некоторые противопоказания).
Вне процесса обучения, влияние П. заметить сложно, но оно есть - через пару недель после начала применения возникает ощущение, что "включили свет" в сознании. Внутренний и внешний мир начинают восприниматься более ясно, отчётливо. Проверял не только на себе, но и на родственниках :-)
У Петра Успенского, ученика Гурджиева, в книге "В поисках чудесного" есть упражнение по самоосознанию себя в настоящем времени. Эффект от длительного выполнения этого упражнения очень напоминает эффект от длительного употребления Пирацетама, только от упражнения он намного сильнее, правда и делать упражнение очень сложно, особенно первые месяцы.
На процесс обучения П. действует именно так, как и должен действовать ноотроп - инфа усваивается легче, быстрее, точнее, качественнее.
Ещё раз отмечу, что позитивное действие пирацетама на познавательную деятельность, я заметил только под интенсивной обучающей нагрузкой. При низких нагрузках замеченный мною эффект ограничивается увеличением "света сознания".